И если это повеление представляло собой откровенное насилие над греками в области политической, то требование апофеоза, противоречившее вековым традициям и представлениям полисных греков, означало столь же неприкрытое насилие над ними в сфере идеологии. Коринфское соглашение было навязано грекам в 338/7 г. их победителем царем Филиппом. Оно было еще раз принудительным образом возобновлено наследником Филиппа Александром, который окончательно придавил и принизил греческие полисы. Можно ли было ожидать прочности от обусловленных таким соглашением мира и союза? Могло ли греческое общество — в лице своих ораторов, историков и философов, которые ратовали за объединение страны и завоевание совместными силами стран Востока,— испытывать удовлетворение от достигнутого таким образом воплощения в жизнь панэллинских идеалов? Очевидно, что нет, и это было доказано не только антимакедонскими выступлениями после смерти Филиппа в 336 и 335 гг., но и еще больше в 323 г., когда после смерти Александра в Греции немедленно началось новое антимакедонское движение и новый эллинский союз, сплотившийся еще раз вокруг Афин, перечеркнул искусственное построение македонских царей. В заключение — еще несколько слов об историческом парадоксе панэллинизма. Идеология и политика панэллинизма в их взаимосвязи бесспорно представляют одну из характернейших, можно сказать — важнейших, черт исторического развития Греции в век поэдней классики и раннего эллинизма. Как явление идеологическое, панэллинизм был порождением чисто греческим. Он был своеобразным ответом на кризисную ситуацию IV в., ответом всеобъемлющим, предлагавшим решение как внутренних социально-политических проблем, перед которыми стояло каждое полисное государство, так и трудностей внешнеполитических, связанных с отношениями между греческим миром и варварским окружением. Разработанная мыслителями и писателями позднеклассического периода до уровня форменной доктрины, панэллинская идея предполагала, в частности, установление согласия и мира среди эллинов, объединение доселе враждовавших полисов в союз и проведение общими силами завоевательного похода на Восток в целях устранения раз и навсегда «варварской» опасности и, более того, разрешения за счет азиатских стран своих собственных проблем. |