Что же касается трактатов, содержавших наставления для правителей, то начало этому жанру было положено еще в классическую эпоху писателями, проявлявшими повышенный интерес к монархии, — Ксенофонтом (в «Гиероне» и «Киропедии») и Исократом, примеру которых последовал и основатель Ликея Аристотель. Последний, согласно традиции, составил для юного еще Александра небольшое сочинение «О царской власти», а позднее для него же — «Александр, или В защиту поселенцев». Равным образом и у Феофраста были специальные сочинения «О царской власти» и «О воспитании царя» (ibid., V, 2, 42). У следовавшего в русле их учено-литературных опытов Деметрия Фалерского аналогичный характер, возможно, носило упомянутое в списке Диогена Лаэртского сочинение «Птолемей». По догадке А. Н. Деревицкого, напомнившего, что Деметрий играл при Птолемее I роль советника, сочинение это «было не исторического и не хвалебного содержания, как обыкновенно думают, а скорее представляло нечто вроде докладной записки или проекта рекомендуемых автором мероприятий и преобразований, т. е. относилось к разряду так называемых Xoyuv стицВоиХешчксоу (совещательных речей)». Под стать этим переменам в риторических и философских занятиях также и в политике на смену отважным поборникам принципиальных республиканских истин пришли более осторожные служители, чей успех зависел от правильного выбора властительного патрона. В конечном счете таким именно служителем был и Деметрий Фалерский, сначала при Кассандре, а потом при Птолемее I. Конечно, его десятилетнее правление являло собой не худшую пору в истории эллинистических Афин. Древние авторы признавали, что он обеспечил своему городу продолжительный мир, что его стараниями возросли государственные доходы и материальное благосостояние населения, что его законодательство и реформы содействовали упорядочению и оздоровлению социальной жизни, а строительная и культурная политика — благоустройству и украшению города (Diog. L., V, 5, 75), что, наконец, его обхождение с согражданами, несмотря на собственное властное положение, отличалось похвальной благожелательностью (Diod., 1. с). |