Хроника Волтурно содержит целую группу такого рода актов. Первый из них относится к 779 г., когда крестьяне деревни Карапелла вторглись во владения аббатства, т. е., по-видимому, начали их пахать и засевать. Одновременно крестьяне из другой деревни захватили монастырский лес, а «вилланы, которые несли обычно в усадьбе [монастыря] барщину со своими топорами», прекратили работу. В волнениях приняли участие также «люди» деревни Вилла Магна, отказавшиеся платить повинности. Монастырь передал дело о выступлении крестьян в суд герцога Сполето. Когда вызванных в курию крестьян спросили, почему они вторглись в монастырские земли, общинники ответили, что эти земли принадлежат им. Суд обязал членов общины Карапелла возвратить захваченные угодья и уплатить штраф. Решение, касавшееся крестьян, отказавшихся платить ренту, гласило: «Мы провозглашаем, чтобы они несли впредь, без всякого промедления, те повинности, платежи и барщину в усадьбе Трита, которые они несли издавна». Следовательно, налицо попытка крестьян вернуть захваченные у них аббатством земли и освободиться от повинностей, взимаемых сеньором, лишившим их самостоятельности. Крестьяне продолжали свою борьбу с монастырем. В 831 г. аббат обратился к франкскому императору Людовику Благочестивому с просьбой подтвердить решение суда по поводу тех же жителей усадьбы Трита (они уже называются сервами), которые «пытались уклониться от следуемых с них служб». Людовик издал особый акт с поименным перечислением жителей всех 24 домов имения Трита, которых должностные лица монастыря должны призвать к несению прежних сервильных повинностей. За монастырем подтверждалось право беспрепятственно владеть и распоряжаться сервами. 23 года спустя, в 854 г., аббат снова подает в суд жалобу на крестьян из деревни Оффена (долина Трита), которые «всегда были сервами св. Виченция..., а теперь, по неизвестной причине, уклоняются от этого служения». Крестьяне заявили, что они и их родители всегда были свободными и лишь коммендировались монастырю, чтобы получить защиту. Свидетели, возможно, под давлением дали показания, что эти люди, как и их родители, являлись сервами, несли барщину и подчинялись препозиту монастыря. Суд отдал крестьян под власть монастыря. |