Первый номер обязательной программы — Британские галереи, расположенные слева от главного входа на уровнях 2 и 4 (возьмите похожую на схему метро карту музея: угроза всерьез заплутать тут вполне реальна). Порядка двух десятков расположенных в хронологическом порядке залов излагают историю господствующих течений английского дизайна с 1500 по 1900 год — от ренессанса к ар-нуво через якобианство, барокко, классицизм, неоготику и еще дюжину стилей. Вменяемые пояснительные тексты, интерактивные экраны, видеопоказы, возможность потрогать руками копии реальных предметов тех времен — все это в сочетании с фантастическими по качеству экспонатами и подлинными интерьерами выдающихся архитекторов, воссозданными внутри залов музея. Главные хиты — раблезианская двенадцатиместная кровать 1560 года; медальон, подаренный Елизаветой I Фрэнсису Дрейку; кафтан, в котором женился Иаков II; музыкальная гостиная из дворца герцогов Норфолкских; мебель работы Чиппендейла из дома великого актера Дэвида Гаррика и два интерьера архитектора Роберта Адама. Недавно открытые Архитектурные галереи на уровне 4 — совместный проект V&A и Королевского института архитектуры. Столь же технически изощренные, как Британские, и сосредоточенные не на зданиях, а на процессе работы архитектора, они рассказывают историю зодчества так, как не рассказывал ее еще никто. Менее новаторские, но очень сильные части экспозиции музея — азиатские коллекции на первом этаже, в том числе выдающееся собрание индийского прикладного искусства. А еще тут имеются отделы живописи (обязателен для посещения любителями Констебла: его дочь завещала свое собрание именно V&A), фотографии, европейского Средневековья и Нового времени, миниатюр — и это далеко не все. Наконец, в музее есть места, куда необходимо зайти именно потому, что они выглядят так же, как и 150 лет назад. Это прежде всего зал Рафаэля с его семью огромными картонами — подготовительными материалами для серии заказанных па пой Львом V гобеленов. Это центральный сад, куда выходит фасад первого здания музея, ничуть не менее помпезный, чем нынешний, и сохранившие исходный декор части этого самого здания: удивительно развеселая Керамическая лестница в самом дальнем от входа левом углу и не менее богато украшенные три ресторанные комнаты за садом на первом этаже — важнейшие памятники викторианского интерьерного дизайна. |