Верховные жрецы-понтифики и авгуры обязаны были следить за календарем, карать преступления против культа, скреплять брачные контракты и завещания и т. д.
Помимо общих культов, имелся специальный культ императора, смешивавшийся с другим, более древним, культом города Рима. Для отправления этого оригинального культа, в конечном счете представлявшего собой проявление политического угодничества и выражавшегося в восхвалении императора, которого льстиво именовали богом, в Испании (в Таррагоне и других местах) было сооружено несколько храмов.
Христианство. Гонения. Проповедь христианства началась еще во времена первых императоров. Уже во II, а особенно в III в. в Испании имелось много христианских общин. Наиболее прочные корни новая религия пустила в романизованных провинциях. Однако распространению христианства сильно препятствовало сопротивление должностных лиц Римской империи и, прежде всего, некоторых императоров, которые преследовали христианство как недозволенное учение, наносившее оскорбление личности монарха, поскольку христиане отказывались поклоняться языческим богам и императору. С I до IV в. христианство подвергалось неоднократным преследованиям, а христиане—суровым наказаниям. Наибольшим преследованиям христиане подверглись со стороны императоров Нерона, Домициана, Траяна, Деция и Диоклетиана. Преследования закончились в 311 г., когда император Галерий обнародовал эдикт о веротерпимости и разрешил христианам иметь свои церкви. Миланским эдиктом 313 г. император Константин обеспечил свободу христианского культа; спустя некоторое время Константин в другом эдикте приравнял христианский культ к древней религии.
Организация христианской церкви. По мере распространения христианства оно приобретало все более и более организованные формы. Христиане делились на клириков и мирян, а клирики, в свою очередь,—на епископов, пресвитеров и диаконов. Епископы были верховными главами христианской общины.