Правда, не раз кастильские короли вмешивались во внутренние дела эмирата, а эмиры—в дела Кастилии, как это мы видели на примере Абу-Саида (стр. 247). Хуан II и Энрике IV вторгались в земли Гранады, но ни победа, одержанная при Игеруэле, ни захват Гибралтара не привели к намеченной ими цели—к сокрушению мавританской державы, хотя Кастилии и удалось овладеть рядом значительных крепостей (Хименой, Уэскаром, Уэльмой и др.), отвоеванными, впрочем, эмиром Мухаммедом IV в 1477 г. Хотя внутренние усобицы чрезвычайно ослабляли Гранаду и являлись поводом для вмешательства кастильцев в дела эмирата, но мавры не раз совершали опустошительные набеги на христианские территории. Так продолжалось до тех пор, пока Гранада не была окончательно покорена в 1402 г. Внутренняя организация эмирата была слабее, чем в христианских государствах. Но в области экономики и культуры эта держава достигла значительных успехов. Подобное явление объясняется тем, что в пределах гранадского эмирата сосредоточилось большое число выходцев из завоеванных христианами территорий—арабов, ренегатов и африканцев из Севильи, Мурсии, Валенсии и других мест. По имеющимся сведениям, из Валенсии в Гранаду прибыло 50 ООО мавров, а из Севильи, Хереса и Кадиса— 300 000. Хотя эти цифры следует считать преувеличенными (поскольку известно, что многие андалусские мавры эмигрировали в Африку, где кое-кто из них подвизался при дворе в Тлемсене), несомненно, что этот значительный наплыв населения создал концентрацию сил, благоприятную для внутреннего развития страны. Смысл социальной эволюции. Эпоха, которая является объектом настоящего исследования, с точки зрения социальной структуры общества представляет лишь дальнейшее развитие процессов, имевших место на протяжении предыдущего периода. Основные черты этого процесса таковы: рост стоящих в оппозиции к дворянству средних сословий, в основном за счет двух элементов—служилых людей (letrados) и горожан, получивших рыцарское звание (cabal lerosde villa); исчезновение класса крепостных и городского патрициата; увеличение привилегий духовенства, а также рост земельных владений знати благодаря королевским пожалованиям и завоеваниям. |