Документы конца XIV в. свидетельствуют, что феодалы охотно предоставляли маврам права свободного исповедования ислама, требуя взамен уплаты податей и обработки земли и запрещая им продажу недвижимого имущества христианским клирикам, кавальеро и инфансонам. Пожалованные королями общие привилегии были весьма значительны. Педро III разрешил маврам свободно выбирать место поселения, продавать и покупать по собственному желанию все виды имущества, на что ранее был наложен запрет. Альфонс III в 1328 г. разъяснил, что уголовные дела мавров подлежат юрисдикции христианских судов или «portant veu» (заместителя королевского прокурора), действия же этих должностных лиц носили покровительственный характер и были более благоприятны для мудёхаров, чем решения их собственных судей. И даже бальи, или судьи, были настолько благожелательны по отношению к мудёхарам, что удовлетворяли их нужды, связанные с религиозным ритуалом. Так, калатаюдской общине (альхаме) разрешено было в 1354 г. иметь собственную бойню с христианским мясником, который «убивал бы скот и разделывал туши согласно еврейскому ритуалу». Поэтому пет ничего удивительного в том, что мавританские общины в Арагоне в XIV в. и по численности и по богатству превосходили все прочие, о чем свидетельствуют данные об уплате податей по общинам Уэски, Теруэля, Сарагосы, Борхи, Дароки и других городов (в 1315 г.) То же происходило и в Валенсии. Вообще можно сказать, что повсеместно сельское население состояло преимущественно из мудёхаров, подчинявшихся сеньориальным обычаям и платившим поземельную подать—экзарико (exarico).. В XV в. резко меняется характер законодательства; в этот период оно стремится ограничить религиозную свободу и окончательно подчинить мудёхаров юрисдикции христианских судов, лишив их права самоуправления;, эти мероприятия вызывают эмиграцию мудёхаров в Гранаду, причем переселение мудёхаров за пределы королевства достигает значительных масштабов. В 1403 г. король Мартин I запретил мудёхарам публичное отправление таинств мусульманской религии, а в 1429 г. в Тортосе был созван собора который должен был возобновить старые законоположения ограничительного характера. |