Таким образом, отпал наиболее вероятный кандидат на испанский престол, и Оропеса примкнул к австрийской партии. Но народное восстание, поднятое сторонниками Филиппа Анжуйского под флагом борьбы с невероятной дороговизной хлеба, заставило Карла II дать своему министру отставку. С отставкой Оропесы сторонники австрийского императора потеряли господствующее положение при испанском дворе и вынуждены были уступить место французской партии. Лишь одна королева продолжала решительно действовать в пользу австрийского кандидата. Именно от нее исходит обвинение против Диаса (королевского духовника) и главного инквизитора Рокаберти (также принадлежавшего к французской партии) в попытках изгнать из короля дьяволов, которыми, как предполагалось, он был одержим. Обвинение королевы имело под собой реальную почву. Уже давно ходили слухи об одержимости короля. В 1698 г. Карл II лично спросил об этом Рокаберти, человека очень суеверного, который дал утвердительный ответ вопреки мнению некоторых советников инквизиции и епископа овиедского, с которыми он консультировался. Не менее суеверный Диас всецело присоединился к мнению Рокаберти. Оба они начали лечить короля с помощью самых странных лекарств и средств, пользуясь помощью некоторых столь же суеверных, как они, монахов. В результате подобного лечения здоровье короля стало катастрофически ухудшаться, а религиозно-мистическое настроение его было доведено до крайнего обострения. Королева оповестила обо всем этом инквизицию и настояла на удалении Диаса (1700 г.). Рокаберти умер годом раньше. Верховный трибунал инквизиции оправдал Диаса, однако королеве удалось добиться нового суда над ним с помощью вновь назначенного главного инквизитора. Процесс тянулся ЕПЛОТЬ ДО 1705 г. и снова закончился оправданием. Народ, до которого доходили различные слухи, не был в состоянии по своей темноте объяснить эпилепсию и прогрессирующий идиотизм короля и потому считал его одержимым. Этот эпитет прочно укрепился за Карлом II и на последующие времена. |