С одной стороны стояли колонисты, владельцы репартимьенто и завоеватели новых земель, по большей части злоупотреблявшие своим положением в отношениях с индейцами, которым должны были бы оказывать покровительство, а на деле иногда прибегавшие даже к политике террора (о жестокостях, неизбежных во всякой войне, мы не говорим, ибо это общее зло для всех времен и народов), чтобы упрочить свое господство. С другой стороны—люди, придерживавшиеся человеколюбивых взглядов, возмущавшиеся злонамеренным искажением законов, неустанно продолжавшие свою обличительную деятельность, а также короли и Совет по делам Индий, которые дополняли, уточняли и расширяли законодательство, направленное на утверждение принципов, установленных в 1500 и следующих годах, хотя и не решались открыто уничтожить все причины (знкомьенды, репартимьенто, работу в рудниках и т. д.), порождавшие злоупотребления. Если вспомнить многочисленные законы, принятые с 1518 по 1700 г. (в «.Сборнике законов, касающихся Индий»—Recopilacion de las leyes de Indias»—помещено только краткое их изложение), то можно заметить, что во всех этих законах повторяется одно и то же: настойчивые указания монахам-иеремитам (посылавшимся для надзора за поведением испанцев) и местным властям, чтобы они следили за строгим выполнением всех распоряжений, касавшихся индейцев; постоянные советы обращаться с ними мягко; приказы наказывать тех, кто заставляет индейцев работать как рабов, требует от них непосильного труда, переселяет с места их жительства и совершает другие злоупотребления; приказы, регламентирующие юрисдикцию «покровителей» и «защитников» индейцев (должность, созданная в некоторых областях по образцу должности, пожалованной Лас Касасу, временно отмененная, а затем восстановленная в 1589 г.); приказы, требующие уважения к частной собственности туземцев, возвращения им отнятого у них имущества (грамоты 1560 и 1563 гг.), сохранения существовавших у них ранее законов и хороших обычаев (1555 г.) и т. п. |