В этих поселках, где жили одни туземцы, не смешиваясь с испанским населением, где алькальдами были индейцы, а единственными представителями белых являлись священник и коррехидор или королевский чиновник, очевидно, не было места злоупотреблениям, тем более, что там, как мы знаем, уважались старинные обычаи (если они не противоречили христианству). Однако вскоре, начали проявляться злоупотребления, иногда вследствие административного произвола, а главным образом в силу того, что представители власти, являясь одновременно и сборщиками податей и единственными поставщиками продуктов питания (подобно заводчикам, содержащим лавки в современных рабочих поселках), могли притеснять индейцев экономически. Кроме того, от борьбы вокруг вопросов юрисдикции, завязавшейся между священниками и коррехидорами, страдали те же индейцы, которые обычно платились за чужие провинности и недовольство. По этим причинам через некоторое время многие редукции опустели. Законы, касающиеся Индий, разрешали индейцам в известных случаях жить в своих прежних поселениях (например, в Мтэвой Испании) со своими старыми касиками, но этого было недостаточно, чтобы устранить все недостатки редукций, которые, впрочем, как увидим дальше, в других отношениях заслуживали одобрения. Репартимьенто заключалось в передаче известного числа индейцев какому-нибудь испанскому колонисту, который получал при этом право на взыскание с них определенных повинностей, причем взамен обязан был о них заботиться, обучая их, приобщая к культуре и защищая. Лица, которым были пожалованы репартимьенто, назывались энкомендеро. Солорсано, автор XVII в., так определяет энкомьенду: «Право, пожалованное по милости короля достойным того лицам, проживающим в Индиях, дабы они взымали в свою пользу подати с индейцев, которые поручаются этим лицам пожизненно, а затем переходят к их наследникам, согласно праву наследования, с обязательством, что они будут заботиться о благе индейцев, как духовном, так и телесном, и останутся жителями и защитниками провинций, в которых они назначены на пост энкомендеро; однако индейцы не являются ни рабами, ни вассалами энкомендеро, и последние не могут ни уводить индейцев в другое место, ни приводить новых и не должны требовать от них ничего другого (кроме податей)». |