Маркиз де Варинас, дон Габриэль Фернандес де Вильялобос в одном из своих отчетов королю (XVII в.), рассуждая о вымирании населения Индий и нищете жителей, указывал, что это были «самые населенные провинции в мире», и хотя в этом донесении, так же как в любых статистических данных того времени, много неточностей и преувеличений, все же надо признать, что каждое личное впечатление всегда в той или иной мере основывается на живой действительности. Наконец, важным источником информации о жестокостях и злоупотреблениях, с которыми тщетно боролись законы, являются обличения, исходившие от многих духовных лиц, в том числе некоторых доминиканцев, например де Ниса, Гарсеса, епископа тласкальского, Педро Кордуанского, Августина де Коруньи, (так называемого «святого епископа попайанского») и других. Наиболее упорным и непоколебимым обличителем был Лас Касас, продолжавший свою деятельность и в царствование Карла I. Увидев собственными глазами, что меры, принятые Сиснеросом, ничего не изменили из-за недобросовестности посылаемых для обследования мона-хов-иеремитов, Лас Касас вернулся в Испанию и добился того, что его выслушал недавно прибывший из Фландрии король. Так же как и раньше, он встретил сильную оппозицию в лице архиепископа Фонсеки, которого поддержали депутаты, присланные испанцами из Америки, иеремиты (один из приоров приехал для этой цели в Испанию), епископ Кеведо, философ Хуан X и нес де Сепульведа, Томас Ортис, доминиканец Грегорио Гарсиа, Хуан де Сапата, Августин де Авила, архиепископ Сан Доминго Селио Калькагино и другие сторонники рабства, считавшие, что при сопротивлении индейцев в них нужно стрелять, как в диких зверей. К счастью, на стороне Лас Касаса стояли такие выдающиеся люди, как Франсиско Витория, Доминго Сото, Мельчор Капо, епископ сеговийский Рамирес, иезуиты Суарес и Акоста, духовники короля, монахи-доминиканцы и другие известные и влиятельные лица. Борьба пошла по двум путям: с одной стороны—по пути придворных интриг и воздействия на короля и власти, с другой—по пути теоретической дискуссии. |