Преобладала арендная система-государство контрактовало суда, либо построенные в Испании судовладельцами, которые при этом весьма наживались, либо прибывшие из-за границы, главным образом из итальянских республик. В контрактах устанавливалось: количество судов, поставляемых судовладельцем, их назначение, стоимость, а иногда срок аренды и службы. Эта система давала хорошие результаты в царствование Карла I, когда у неприятельских держав тоже не имелось значительных эскадр. Но когда в других странах (в Англии, Франции и Голландии) появился флот, стало очевидно, сколь опасно для Испании не иметь своих государственных верфей, так как она вынуждена была ожидать, пока судовладельцы предложат или смогут предложить достаточное количество подходящих судов. Это не значит, что государство совсем не занималось кораблестроением. Суда строились еще во времена Карла I, но даже эти суда передавались за договорную плату определенным лицам, которые должны были вооружить их и оснастить для военных целей. Позже количество государственных судов возросло, кроме того, корабли закупались за границей (первая закупка была произведена в 1635 г. и потом повторялась неоднократно, например в Голландии в 1682 г. было куплено восемь судов и в 1685 г.—шесть); но система сдачи судов в аренду государству продолжала существовать, и даже при постройке судов специально для короля попрежнему преобладали (даже в конце XVII в.) договоры с частными судовладельцами. В случаях чистого вида аренды (наиболее употребительная форма в XVI в.) к уже указанным неудобствам присоединялась алчность / судовладельцев и капитанов, которые не только отказывались поставлять) необходимое вооружение и снаряжение (артиллерия обычно относилась за счет короля, как это видно из контракта Карла I с Андреа Дориа в 1528 г.), но и уклонялись от сражений, чтобы избежать материального ущерба. В случае нужды применялось также в широком масштабе использование торговых судов; но конечным результатом этой меры было разрушение коммерческого и рыболовного флота и разорение судовладельцев, которые оказывали государству значительные услуги. |