ПРЕДТЕЧИ МЛАДШЕЙ ТИРАНИИ Естественным следствием социального, политического и идеологического кризиса греческого общества в позднеклассический период явилось возрождение тирании. Действительно, в условиях все растущей смуты, в пору всеобщего недовольства и бурных общественных потрясений, когда старый порядок рушился, а новый еще не был создан, открывался широкий простор для действий отдельных честолюбцев. Нередко им удавалось на волне общественных смут и при поддержке лично им преданных наемников подняться над обществом и на какое-то время навязать ему свою волю. Дионисии — отец и сын — в Сиракузах, Ликофрон, Ясон и Александр в Фессалии, Филомел, Ономарх, Фаилл и Фалек в Фокиде, Эвфрон в Сикионе, Клеарх и его преемники в Гераклее Понтийской, Гекатомн и две пары его ближайших преемников — Мавсол и Артемисия, Идрией и Ада — в Карий, Спарток и его преемники на Боспоре — вот имена лишь наиболее известных представителей тирании в подзнеклассический период, однако и этого перечня достаточно, чтобы убедиться в том, насколько распространенным явлением оказалась эта поздняя или, как ее еще называют, младшая тирания. Каковы же были те факторы, которые непосредственно вызвали к жизни это явление? Уже теперь, до изучения самого этого явления, основываясь лишь на том, что нам известно о тенденциях общественного развития на рубеже V и IV столетий, мы можем указать на следующие четыре обстоятельства, которые в данном случае должны были сыграть решающую роль. Это, во-первых, развитие крайнего индивидуализма, которое порождало у так называемых сильных личностей стремление не только выйти из-под контроля общества, сбросить подчас действительно тягостную опеку коллектива, но и подчинить этот коллектив своей воле, сделать общество орудием удовлетворения своих эгоистических и честолюбивых устремлений. Не человек — обществу, а общество — сильному человеку, — такова была здесь исходная аксиома, теоретическое основание которой положили софисты своим учением об относительности закона (ибцос) по сравнению с природою (фиоче), с конечным выводом о безусловном праве сильного от природы человека на первенство и власть над другими. |