Действительно, нельзя пожаловаться на недостаток источников, относящихся к нашей теме. Здесь и рассказы современных и хорошо осведомленных историков Фукидида и Ксенофонта, и замечания ораторов и философов Лисия и Исократа, Платона и Аристотеля, тоже современных или, как Аристотель, недалеко еще отстоящих от интересующего нас периода, и, наконец, свидетельства позднейших писателей, греческих — Диодора и Плутарха — и латинских — Корнелия Непота и Помпея Трога (в переложении Юс-тина). Последние, хотя и в искаженной несколько форме, донесли до нас важные сведения, восходящие не только к известным нам трудам Фукидида и Ксенофонта, но и к другим, утраченным ныне, однако тоже очень ценным сочинениям, в первую очередь популярных в позднейшей античности писателей, младших современников Ксенофонта — Эфора и Феопомпа. Однако в интерпретации этих материалов и в оценке интересующих нас явлений в новейшей историографии обнаружились значительные расхождения в соответствии с различиями в научных и мировоззренческих установках. Удобнее всего это можно проследить на примере отношения к Лисандру. Весьма плодотворным было изучение жизни и деятельности этого политика в историографии XIX — начала XX в. Исходя из позитивного отношения к античной традиции и давая ей острое политической истолкование, историография того времени, в особенности в лице немецких ученых В. Фишера, В. Юдейха, Эд. Мейера, К. Ю. Белоха, У. Карш-тедта, В. Эренберга, подчеркивала роль Лисандра как новатора, как ниспровергателя старого порядка и своеобразного предтечу или даже уже представителя новой политической системы с ярко выраженным индивидуалистическим и авторитарным, монархическим началом. Воспринятые и нашей отечественной историографией и переработанные в соответствии с установившимися в советское время общими взглядами на развитие античного рабовладельческого общества, эти идеи легли в основу прогрессивной оценки Лисандра и в популярном очерке А. К. Бергера (Лисандр — предтеча младшей тирании), и в более специальных исследованиях С. Я. Лурье и его ученицы Э. И. Соломоник (Лисандр — предтеча эллинизма)4, и в послевоенных общих трудах по истории Древней Греции. |