Внутренние раздоры в среде этой последней, естественные в пору разложения старого порядка, должны были стимулировать политическую активность остального общества и вместе с тем привлечь к участию в межфессалийских смутах внешние силы. Вообще при скудости сведений, которыми мы располагаем по социально-политической истории Фессалии, учащающиеся постепенно упоминания о смутах в Фессалии, о раздорах как среди знати, так и между знатью и остальным народом служат для нас главным показателем неуклонного роста социальной напряженности в фессалийском обществе, начиная примерно с середины V столетия и в особенности на рубеже V—IV вв., когда эта напряженность породила цепь социальных конфликтов и вызвала появление тиранических режимов6. Одним из первых (если вообще не первым) упоминаний такого рода является рассказ Фукидида об обращении знатного фессалийского изгнанника, сына царя (тага?) Эхекратида, фарсальца Ореста с просьбой о помощи к афинянам и о попытке этих последних в союзе с беотийцами и фокидянами силой возвратить Ореста в его отечество. Попытка эта окончилась неудачей ввиду решительного противодействия фессалийцев, главным образом фессалийских всадников. Этот эпизод, датируемый 455 г., — первая ласточка, извещающая нас о внутренних раздорах в Фессалии, причем, судя по всему, среди самой фессалийской знати. Следующее упоминание у Фукидида, возможно, тоже имеет в виду внутренние распри среди знати. В первый год Пелопоннесской войны (431 г.) среди фессалийцев, пришедших на помощь афинянам, были между прочим и лариссяне, которыми командовали два военачальника — Полимед и Аристоной, «каждый от своей партии». А вот упоминания у того же Фукидида о разногласиях среди фессалийцев по вопросу о том, как следует отнестись к Брасиду, идущему походом через их страну (424 г.), касаются уже более общих расхождений между знатью и народом. Проходу лакедемонян через Фессалию содействовали их сторонники, судя по всему немногие знатные лица, между тем как большинство народа, искони благорасположенное к афинянам, отнеслось к этому продвижению настороженно, так что, по словам древнего историка, «если бы у фессалийцев в их стране был не династический, а исономический (т. е. демократический. — Э. Ф.) строй, Брасид никогда не прошел бы дальше». |