Великолепную параллель публицистическим выступлениям Исократа составляет творчество Ксенофонта (ок. 445—355), писателя, который подвизался в различных литературных жанрах, писал мемуары, историю, трактаты на философские и другие специальные темы, но который везде обнаруживал живейший интерес к актуальным политическим проблемам13. Будучи, как и Исократ, выразителем интересов состоятельной и знатной верхушки греческого общества, Ксенофонт внес крупный вклад в развитие тех двух идей, которые особенно импонировали настроениям полисной элиты, — идеи монархической и идеи панэллинской. Ратуя за создание сильной монархической власти, за объединение Эллады и осуществление совместными силами завоевательного похода на Восток, Ксенофонт выступал таким же духовным предтечею эллинизма, как и его знаменитый соотечественник и современник Исократ. Но остановимся несколько подробнее на этом видном представителе греческой политической мысли и литературы. Личность Ксенофонта замечательна во многих отношениях, но, пожалуй, самая впечатляющая черта его характера, проявившаяся как в его практической деятельности, так и в литературном творчестве, заключалась в стремлении к реализации выдвинутого еще софистами положения о праве сильного от природы на власть. Этим были продиктованы его искания для себя самого независимого княжеского положения, а поскольку этим исканиям не суждено было осуществиться — преклонение перед удачливыми военачальниками и политиками, перед сильными властителями. Отсюда же проистекало и влечение к монархическому идеалу, в обоснование которого он внес существенный вклад. Движение его в этом направлении было вполне закономерным. Будучи аристократом по крови и по духу, он продолжил традицию олигархической памфлетной литературы, с ее критикой афинской демократии и идеализацией спартанского строя (в последнем отношении особенно показательна Ксенофонтова «Лакедемонская политая»). Затем, исповедуя культ сильной личности, он обратился к теме монархии и в трактате «Гиерон, или О тиране» и особенно в большом квазиисторическом романе «Киропедия» («Воспитание Кира») нарисовал образ идеального правителя-монарха и составил программу новой государственной политики (рубеж 60-50-х гг. IV в.). |