По существу, во всех этих случаях мы имеем дело с выходами комбинированной монархо-панэллинской идеи, но с особой силой эта идея была развита Ксенофонтом в «Киропедии», большом итоговом произведении, составленном в форме историко-философского романа, повествующего о жизни и делах персидского царя Кира Старшего. Это сочинение — своего рода утопия, где жизнь и дела создателя Персидской державы служат условным фоном, создающим для этой утопии иллюзию необходимого расстояния. Главное в «Киропедии» — не история, а созданные воображением автора образы идеального правителя и идеального государства. Образ Кира у Ксенофонта — своего рода причудливая амальгама где мы узнаем живые черты различных исторических персонажей, близких автору романа. Среди качеств, которыми Ксенофонт наделяет своего героя, отчетливо проступают чисто спартанские доблесть и дисциплина, роднящие Кира с Агесилаем, мудрость в духе Сократа, умение повелевать в стиле восточного деспота, каким был — или мог стать — Кир Младший. Такой герой мог появиться только в результате особой системы воспитания, якобы искони осуществлявшейся на родине Кира — в Персии. Последняя выступает в изображении Ксенофонта в виде своеобразного патриархального государства, наделенного многими чертами сходства с той идеальной Ликурговой Спартой, образ которой наш автор еще раньше представил в трактате «Лакедемон-ская полития». Однако при всем сходстве выступает и отличие. Идеальная система у персов порождает не только дисциплинированных граждан и мужественных воинов; венцом ее творения оказывается идеальная сверхличность — воитель и монарх, который своею волею расширяет пределы протогосударства и создает новую территориальную державу. Так своеобразно оказываются объединенными у Ксенофонта традиционные для греческих аристократов симпатии к сословно-аристократической конституции Спарты и новые, рождавшиеся в кругах современной Ксенофонту полисной элиты монархические и державные устремления. |