Они группируются вокруг сюзерена-царя и выступают в роли служилой знати того именно типа, который будет характерен для эллинистических государств. Замечательной в плане предвосхищения эллинизма выглядит у Ксенофонта и политическая надстройка нового общества. Здесь особенно бросаются в глаза черты синкретизма, взаимодействие и взаимопроникновение республиканского и монархического, полисного и державного принципов, что будет так характерно для времени эллинизма. Во главе нового мирового государства стоит монарх-завоеватель, однако на родине его, которая остается интегральной частью его державы, по-прежнему сохраняются авторитетные власти общины (cd dpxcti). В отношении покоренных народов Кир выступает царем-самодержцем, для персов же он, как и раньше, остается царем-пастырем, который руководит своим народом согласно установленным законам, более того, в соответствии со специальным договором, который по окончании завоевательного похода заключен между Киром и персидскою общиною (Cyrop., VIII, 5, 22-27). Идеальное спартанское установление — возобновляющиеся регулярно договоры спартанских царей с представителями гражданской общины — здесь трансформировано и приспособлено к новой ситуации, возникающей в результате создания монархом-завоевателем мировой империи. В мистифицированном виде Ксенофонтом, таким образом, ставился и по-своему — достаточно наивно, конечно, — решался вопрос большой исторической значимости — о правовых принципах, регулирующих отношения между автономными полисами и монархом — главой державы, куда эти полисы должны были войти. Суммируя идейное содержание «Киропедии», отметим: в образе Кира Старшего здесь представлена совершенная творческая личность того именно типа, который особенно импонировал настроениям греческой элиты IV в. Этот идеальный герой становится творцом нового миропорядка. В структуре созданного им государства обнаруживается много сходного с идеальной спартанской полити-ей, но ее отличают и принципиально новые качества. |