В критике и оценке тиранической формы власти и соответственного типа человека Платон весьма выразителен, что вполне понятно, поскольку он опирался не только на общие наравственно-полити-ческие представления, но и на собственные наблюдения и печальный опыт общения с тиранами. В этом контексте поразительным является обращение Платона к тирании, к этой худшей из всех форм, при поиске наиболее эффективного средства для реализации своего политического идеала, для построения совершенного типа государства, покоящегося на справедливости. Впрочем, использование в этих целях тирании мыслится возможным постольку, поскольку само тираническое правление может быть сопряжено с истинным знанием, с философией, и, так сказать, заряжено высокой политической мудростью. Надо особенно подчеркнуть, что это обращение Платона к тирании не было случайностью. Оно было обусловлено нарастанием интереса к авторитарной, монархической форме правления как к возможному инструменту государственного преобразования. Эта линия проходит через все этапы творческой деятельности философа, через разновременные, но одинаково значимые его произведения. Так, уже в «Государстве», датируемом 80-ми гг. IV в., в общей форме утверждается, что государствам не избавиться от зла, и не увидит света конструируемая в этом сочинении идеальная форма, «пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия». Совершенно идентичный взгляд, и почти в тех же самых выражениях, будет высказан и позднее, в письме VII, относящемся уже к концу 50-х гг. IV в., к концу жизни философа (326 а-Ь). Далее, в диалоге «Политик» (60-е гг.) проводится важная мысль, что умение управлять свойственно не большинству граждан, а лишь немногим или даже, скорее, одному, и что искусство управления выше предписаний законов, выше непосредственной воли граждан. |