Эд. Билль, Политическая история эллинистического мира, т. I, ч. I, гл. 2, § 3, в заключение рассказа о судьбе Деметрия Фалер-ского после падения его власти в Афинах: «Карьера этого политика-интеллектуала, этого консервативного доктринера, который вполне добросовестно и с совершенным бескорыстием принялся опробовать свои идеи в отечестве, задыхавшемся от чужеземного покровительства, а затем с легкостью приспособился к столь отличной атмосфере царского двора, характерна для новых времен (хотя и не лишена прецедентов) и в особенности показательна для тенденции, сформировавшейся в школе перипатетиков».
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН. В истории древней Греции в период, который находится на стыке двух эпох — классики и эллинизма, Деметрию Фалерскому бесспорно принадлежит видное место. Философ и оратор, вышедший из школы Аристотеля и Феофрас-та, писатель, чьими сочинениями в древности зачитывались многие поколения образованных людей, он был также и государственным деятелем, который в последней трети IV в. до н. э. играл заметную роль в политической жизни своего родного города Афин, а на протяжении десяти лет был даже его единоличным правителем.
Это было время заката классической полисной цивилизации. На фоне клонившегося к упадку мира греческих городов-государств стремительно возвышалась до того стоявшая в стороне от общегреческих дел Македония, которая при царях Филиппе II (359—336) и Александре Великом (336—323) добилась безусловного господства на Балканском полуострове. Тщетными были усилия, прилагавшиеся лидером свободных греческих полисов — Афинами, чтобы остановить рост македонского могущества. Отчаянная попытка коалиции свободных греческих городов помешать Филиппу утвердиться в сердце Эллады закончилось их сокрушительным поражением при Херонее и вынужденным вхождением в созданную македонским властителем новую политическую систему — Коринфскую лигу (338 г.).