Итак, номофилаки (числом семь) должны были, во-первых, следить за тем, чтобы должностные лица соблюдали законы, а во-вторых, заседая вместе с проэдрами в президиуме народного собрания или совета, не допускать принятия решений, вредных для государства. В этом последнем качестве они схожи были с другим хорошо известным консервативным институтом пробулов. Обязанностью гинекономов было, вопреки их более конкретному наименованию, следить за исполнением законов против роскоши не только женщинами, но всеми вообще людьми. Эту обязанность разделяли с ними, по-видимому, ареопагиты и астиномы. Что касается апостолеев, то это была должность более частного, именно военно-морского назначения; их функции заключались в подготовке к отправке кораблей в плавание. К области административных новаций Деметрия надо отнести также и проведенную им то ли в год своего архонтства (т. е. в 309/8 г.), то ли, может быть, даже в первый год своего попечительства — мнения здесь расходятся — перепись всего населения Аттики, включая граждан, метеков и рабов. В результате оказалось 21 тыс. граждан, 10 тыс. метеков и 400 тыс. рабов (последняя цифра, как известно, вызывает сомнения у большинства ученых нового времени, но нам сейчас необязательно касаться этой полемики). Проведение этой переписи должно было стоять в связи — если и не прямо во времени, то по существу — с реализацией нового, более либерального в сравнении с временем Антипатра и Фокиона, гражданского ценза. Действительно, если в 322 г., при цензе в 2000 драхм, полноправных граждан оказалось лишь около 9000, то теперь, при цензе в 1000 драхм, их число возросло более чем вдвое, достигнув 21 тыс. Вместе с тем, в плане идеальном, напрашивается сопоставление социальной политики Деметрия Фалерского с учением его духовного наставника Аристотеля о предпочтительной форме государственного строя, об условно-образцовой, или средней, политии, при которой носителями политических прав и власти выступают граждане, способные приобрести тяжелое гоплитское вооружение. |