Новое сооружение было возведено известным архитектором Филоном, который прежде руководил сооружением морского арсенала в Пирее. Если, таким образом, афинская архитектура не осталась вовсе без живительных инициатив, то этого нельзя сказать о пластических искусствах. Ограничения, наложенные законом Деметрия на сооружение погребальных памятников, положили конец традиции, в русле которой афинскими мастерами было создано множество прекрасных рельефных и статуарных изображений. Впрочем, негативное последствие для искусства, проистекшее от закона Деметрия, не должно ставить под сомнение целесообразность самого его законодательства в принципе. Но вернемся к собственно культурной политике Деметрия. Здесь необходимо коснуться еще одной черты, которой отличалось его правление, — того размаха и той пышности, с которыми устраивались при нем всякого рода фестивали. По отзыву Плутарха, Де-метрий, подобно Периклу, относился к числу тех искусных политиков, которые, удерживая народ от крайних проявлений вольности, умели предоставлять ему свободу в мелочах и в этой связи понимали роль всякого рода празднеств и зрелищ, которые могли доставить согражданам необходимую разрядку. Руководствуясь этим соображением, а к тому же обладая вкусом к свободным искусствам и ценя все проявления культуры, Деметрий много внимания уделял надлежащему оформлению всякого рода государственных торжеств, театральных представлений и иных фестивалей. О фантастическом обрамлении устраиваемых при нем процессий с негодованием рассказывает один из его критиков Демохар. Можно предполагать также, что он придал новый вид состязаниям рапсодов, в связи с чем стояло переименование их в гомеристов. Впрочем, в чем конкретно состояло существо этой новации, об этом судить трудно. Нет нужды распространяться о том, что просвещенный правитель благоволил ко всякого рода философским занятиям, оказывая особое покровительство своей родной школе перипатетиков. |