Можно спорить о том, какова была скрытая интенция этих ограничительных мер — демократическая (или, скорее, популистская), рассчитанная на завоевание симпатии масс, или же аристократическая, имевшая в виду сохранить видимое корпоративное равенство среди представителей гражданской элиты. Но вот что касается другой очень важной меры — устроения дела с издержками на музыкальные и танцевальные состязания и обучение и содержание хоров для драматических представлений, — то здесь социальная направленность реформы Деметрия не подлежит никакому сомнению: она была проведена, без всяких сомнений, в пользу состоятельных слоев. В самом деле, в прежние времена несение этих издержек составляло содержание одной из самых разорительных литургий, возлагавшихся на богатых граждан, — хорегии. По свидетельсту Плутарха, Деметрий Фалерский считал эту литургию сущей пагубой для тех, кому приходилось ее нести (Plut. De gloria Ath., 6, p. 349 с). И вот при нем, как это впервые было установлено на основании эпиграфических данных У. Кёлером16, с этой практикой было покончено. Впредь хорегию стал исполнять сам народ. издержки приняло на себя государство, причем конкретно заведовать этим стало специальное должностное лицо — устроитель состязаний, агонофет, в распоряжение которого предоставлялись определенные государственные средства, но от которого ожидалось и дополнительное личное вложение. Предполагают, что при Деметрий Фалерском богатые люди были избавлены и от других обременительных литургий, в частности и от столь же разорительной триерархии. Особый аспект внутренней политики Деметрия составляла его строительная деятельность. Здесь линия его поведения характеризовалась известной двойственностью. С одной стороны, следуя все тому же принципу экономии, он и в сфере строительства, по-видимому, старался соблюдать меру (ср. его критические отзывы о тратах Перикла на сооружение Пропилеев, Cic. De off., II, 17, 60). |