Продолжали созываться и общие собрания афинских граждан, на которых выбирали должностных лиц и принимали предложенные правителем законы или постановления, например, в честь соратников его самого и его патрона Кассандра. Тем не менее общий авторитарный характер правления Деметрия Фалерского был очевиден, вследствие чего некоторые древние авторы без обиняков именуют его самого тираном, а его режим — тиранией (к примеру, см.: Paus., I, 25, 6). Будучи поставлен во главе управления Афин в качестве македонского ставленника, Деметрий был в особенности ограничен в том, что касалось внешней политики: она целиком направлялась его властным патроном Кассандром. Однако во внутренней жизни Афин ситуация была иной. После того как конституция Афин вновь была преобразована в олигархическом духе (введение гражданского ценза в 1000 драхм), а Деметрий в качестве избранного по рекомендации Кассандра эпимелета стал гарантом лояльности афинян в их отношении к македонскому властителю (об этих исходных положениях см.: Diod., XVIII, 74, 3), последний более практически не вмешивался в управление городом, и здесь Деметрий мог чувствовать и вести себя как самовластный правитель. Он начал с общего пересмотра и составления заново свода основных законов, выступив, по отзыву древних, в качестве третьего. Нам не известно содержание законодательства Деметрия Фалерского, но можно думать, что оно носило всеобъемлющий характер, касаясь политических институций, правовых процедур и личной жизни граждан. Оно было проникнуто консервативным духом, ориетируясь на вечно модный образец — установления предков и отличалось особенным стремлением к упорядоченности, как то и следовало ожидать от политика, получившего ученую подготовку в школе Аристотеля и Феофраста и специально занимавшегося изучением афинского права и конституции. Действительно, древняя традиция свидетельствует, что среди его богатого учено-литературного наследия были специальные труды «Об афинском законодательстве» в пяти книгах и «Об афинском государственном устройстве». |