Главный (а сейчас и единственный) вход в церковь — с западной стороны (слева от него, в глубокой яме, видны остатки церкви Феодосия). Перед собором когда-то находился огромный обнесенный колоннадами двор-атрий. Центральными вратами Софии пользовались только во время больших праздников, да и тогда под их аркой имел право проходить только император. В обычные же дни государь попадал в собор по специальному переходу прямо из Большого дворца. Можно последовать его примеру и войти в Софию с юга, где написано «Exit» (чем можно спокойно пренебречь). Вы попадаете в сводчатый коридор, который называется Вестибюлем воинов: здесь император оставлял меч, здесь же оставалась его охрана. На темном своде вестибюля видны следы золотой мозаики времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). A над дверью, ведущей дальше в нартекс, мозаика уже x века — Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан — модель Софии (совсем непохожую).
Из нартекса девять дверей ведут направо, в сам храм. Центральные — Императорские двери — сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега; мозаика над ними изображает императора Льва VI Мудрого, на коленях кающегося перед Христом в своем четвертом браке (начало X века). Пользоваться этими дверями мог только император, соседними — высшие сановники. По обе стороны дверей в мраморных плитах пола — глубокие вмятины. Когда понимаешь, что эти ямы протоптаны в камне ногами стражников, в течение сотен лет стоявших у Императорских дверей, голова идет кругом от физического ощущения времени.
Когда входишь в саму церковь, перехватывает дыхание — так она велика и просторна и таким фантастическим образом освещена (причем надо еще себе представить, что бесчисленные окна, из-за которых стены кажутся прозрачными, на самом деле были еще больше — турки некоторые из них частично заложили).