В ходе Пелопоннесской войны отчетливо обнаружились противоречия между полисными, коллективистическими принципами жизни и запросами ощутившей свою силу личности, в связи с чем в среде граждан вновь ожила никогда совершенно не умиравшая тревога перед возможным возрождением тирании. Впервые это проявилось в Афинах, более развитых и более открытых воздействию войны, чем любой другой полис. Сначала Алкивиад своим вызывающим поведением, своими необычайными успехами и неоднократными чрезвычайными назначениями дал повод для серьезных опасений, а затем в лице антидемократических режимов Четырехсот и Тридцати, и главным образом в лице лидера этих последних — Крития, — афиняне действительно столкнулись с тем, чего они так сильно опасались. Дать по возможности развернутую характеристику этих только что отмеченных примеров с точки зрения того, как развивался конфликт между полисным и личностным началами,— вот цель, которую мы преследуем в рамках этой главы. Очевидно, что таким путем мы сможем проследить то, что нас более всего интересует, — тенденцию к возрождению тирании. Однако назначение этой главы определяется не только планом настоящего исследования; одновременно мы имеем в виду и другую самостоятельную задачу — показать несостоятельность одной в сравнительно недавнее время широко распространившейся концепции, согласно которой в Алкивиаде хотят видеть непосредственного предшественника эллинизма. В связи с этим необходимо сказать несколько слов об оценке личности Алкивиада в литературе нового времени. В свое время историки придерживались того простого, в конечном счете унаследованного от древности взгляда, согласно которому в Алкивиаде нашел воплощение характерный для поздне-классического периода тип сильной личности — честолюбца и эгоиста, превыше всего ставившего свой личный интерес, человека, необузданного в своих страстях и прежде всего одержимого страстью к первенству и власти, неразборчивого в средствах, по суще -ству беспринципного, в своем разрушительном, лишенном нравственного и политического оправдания натиске несшего гибель и своему отечеству и самому себе. |