Такой именно взгляд был развит, в частности, в великолепной университетской речи базельского профессора Вильгельма Фишера, произнесенной и изданной первоначально в 1845, а затем переизданной с рядом дополнений в 1877 г.1 В статье Фишера не только давался тонкий анализ характера Алкивиада, но и содержалась серьезная оценка его политической деятельности. При этом подчеркивалась связь между особенностями характера Алкивиада, его безудержным стремлением к власти и неразборчивостью в средствах, и своеобразием его отношения к существовавшим в Афинах политическим партиям, которые он рассматривал лишь как возможные орудия своего честолюбия, а с другой стороны — между этой его политической беспринципностью и конечной изоляцией и гибелью. Все же упор у Фишера, как, впрочем, и у других исследователей прошлого века, делался главным образом на моральную оценку Алкивиада, и эта оценка оказала большое воздействие на трактовку личности и деятельности Алкивиада в последующей литературе конца XIX и следующего XX столетия. Здесь явно возобладали морализирующие тенденции: исследователи подчеркивали безграничное честолюбие и эгоизм Алкивиада, его необузданность, отсутствие нравственных начал и самодисциплины и т. п. Отсюда же выводилось объяснение всех прихотливых изгибов в его политической линии2. Это была прежняя точка зрения Фишера, но сильно обедненная и выхолощенная, приобретшая черты расхожего и не всегда убедительного штампа. При таком подходе — сугубо морализирующем и притом по преимуществу негативного характера — оказывалось трудно объяснить некоторые особенности политической карьеры Алкивиада, его исключительные успехи, его популярность и авторитет, его высокие назначения. Это порождало чувство неудовлетворенности и желание дать переоценку относящегося к Алкивиаду материала — главным образом с политической и притом позитивной точки зрения. Отражением такой установки явились, в частности, работы профессора С. Я. Лурье, который одним из первых задался целью увидеть в Алкивиаде носителя положительного начала, предшественника новой, эллинистической эпохи. |