Многие видели в нем спасителя государства, многие возлагали на него надежды на социальное переустройство: бедняки рассчитывали, что он произведет политический переворот и поможет их бедности, богатые, напротив, что он обуздает растущие аппетиты черни. Впрочем, как и в другие годы, так и тогда, более определенными были симпатии простого народа, не социальных верхов (о симпатиях масс и подозрениях верхов вообще см.: Plut. Ale, 16; в 407 г. — ibid., 34, 7-35, 1; о противоположных надеждах бедняков и полисной верхушки — Diod., XIII, 68, 4). Все это как будто бы указывает на возможность для Алкивиада политической игры в стиле Цезаря или, если угоден пример из более близкого времени, Дионисия Старшего. Такого рода прогноз может показаться тем более вероятным, что и Алкивиад, подобно Дионисию, располагал дополнительною поддержкою войска и группы влиятельных друзей. Об этих последних стоит сказать подробнее. Алкивиад, как, впрочем, и любой аристократ, занимавшийся активной политической деятельностью, всегда располагал группой ближайших приверженцев. Их поддержка обеспечила ему первые успехи на политическом поприще (Plut. Ale, 10, 3), возможность рискованной игры во время остракизма 416 г. (ibid., 13, 7) и активную пропаганду похода в Сицилию (Thuc, VI, 13, 1). Они же разделили с ним опалу, которой он подвергся в связи со злополучным делом о профанации святынь (Plut. Ale, 19, 1 сл.; 20, 6; 22, 4). Позднее та их часть, которая оставалась на родине, деятельно работала в пользу его реабилитации и возвращения (ср.: ibid., 27, 1) и, наконец, прямо обратилась к нему с призывом прибыть в Афины. Они же первыми явились в Пирей встретить его. По свидетельству Ксенофонта, «Алкивиад, пристав к берегу, не сошел тотчас с корабля, опасаясь врагов, но, взобравшись на палубу, высматривал, не пришли ли его близкие. И только тогда, когда он заметил своего двоюродного брата Эвриптолема, сына Писианакта, а вместе с ним и прочих родственников и друзей , он, наконец, сошел с корабля и поднялся в город, причем сопровождавшие его приготовились к защите на случай нападения» (Хеп. Hell., I, 4, 18-19; ср.: Plut. Ale, 32, 2). |