Дополнительные подтверждения этому можно обнаружить при анализе структуры и организации управления созданной Дионисием архе, его территориальной державы.
Держава Дионисия
Державная политика Дионисия представляет особую историческую проблему, решение которой связано со значительными трудностями. Прежде всего очевидна недостаточность наших источников: документальных материалов почти нет, а литературные свидетельства, как правило, сконцентрированы вокруг личности самого Дионисия и его действий на широкой военно-политической арене. И если даже ситуация в центре государства Дионисия, в Сиракузах, рисуется достаточно случайно в связи с отдельными крупными событиями, то еще более случайными оказываются упоминания о положении дел в других пунктах, в составных частях новой державы.
При этом ввиду утраты основного позитивного свидетельства — хроники Филиста характерно преобладание односторонне отрицательных суждений о политике Дионисия внутри своей архе. Признавая известные заслуги Дионисия в укреплении внешней мощи главного греческого города Сицилии Сиракуз и в защите западного эллинства от карфагенской опасности, античная традиция не уставала подчеркивать, какой дорогой ценой для самих же западных греков были куплены эти достижения. В 80-х гг. IV в. два афинских оратора, два защитника полисных устоев жизни (при всем различии прочих социальных и политических симпатий) Лисий и Исократ одинаково судили о ситуации на греческом Западе: сицилийские греки оказались в порабощении у сиракузского тирана, а греческие города Италии разорены им дотла (Lys., XXXIII cum argumento; Isocr., IV, 169).
Несколько позже Платон, находясь под впечатлением того хаоса, который воцарился в Сицилии после гибели Диона, вынес суровый приговор государственному строительству Дионисия в Сицилии.