По мнению философа, сиракузский тиран оказался не способен решить конструктивным образом проблему своих отношений с подчиненными городами: Дионисий, «захватив много крупных городов Сицилии, еще раньше совершенно разрушенных варварами, не был в состоянии, восстановив их, учредить в каждом из них надежное правление из дружественных ему людей». Единственным результатом его державной политики было гипертрофированное расширение Сиракуз, поглотивших остальные города сицилийских греков, но и в этом единственном полисе тиран с трудом удерживал власть, не имея доверенных помощников. Порабощение всех без исключения греческих городов, насильственное перетряхивание их социально-политической структуры со специальной целью подавления эллинского и полисного начал, радикальное уничтожение целых греческих общин и насаждение на их месте поселений враждебных эллинству кампанских наемников, наконец, как результат всего этого, общее обезлюдение и запустение греческих областей Сицилии и Италии — таков безрадостный итог державной политики Дионисия, как он рисовался Платону и как его затем, по всей видимости, обосновывал и Тимей. Наука нового времени в данном пункте, как и в суждении о политическом творчестве Дионисия в целом, начала с повторения этого выработанного еще в классической древности отрицательного мнения. К нему присоединился Г. Г. Пласс, его разделяли впоследствии Р. Пёльман и Р. Ю. Виппер. Из этих двух первый счел необходимым подчеркнуть самый факт порабощения сиракузским тираном прочих греческих городов Сицилии, второй — уничтожение им их кантональной автономии, и оба они отметили его нарочитое, в ущерб эллинам, благожелательное отношение к туземным племенам италийского корня. Правда, апологетически настроенная по отношению к Дионисию немецкая историография конца XIX — начала XX в. сумела по-иному взглянуть на ведущие линии в державной политике сиракузского правителя. Ад. Гольм, например, в дружеских контактах нового властителя с сикулами и италиками нашел доказательство сознательного стремления Дионисия в борьбе с карфагенянами опереться на два главных этнических компонента в Сицилии — греков и сикулов и в этой его ориентации усмотрел предвосхищение собственно эллинистической политики. |