ИЛЛЮЗИИ ДОКТРИНЕРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Идеология панэллинизма В деятельности наиболее видных носителей авторитаризма в позднеклассической Греции важную роль играла эксплуатация популярных политических идей, и прежде всего — идеи панэллинизма. Примерами могут служить соответствующие заявления и действия Ясона Ферского и Дионисия Сиракузского, но более всего — политика создателя нового «национального» единства, македонского царя Филиппа II. Прежде чем обратиться к обзору политического творчества этого наиболее значимого из властителей греко-македонского мира до Александра Великого, будет уместно познакомиться ближе с идеологией панэллинизма, дабы представить себе, в какой степени эта идеология могла подготовить торжество македонской монархии и насколько, в свою очередь, политика этой последней отвечала расчетам тех, кто выражал сокровенные чаяния греческого общества, точнее, его наиболее значимой в социальном плане прослойки, его элиты. Доктрина панэллинизма явилась своеобразным идеологическим эхом того кризиса, который охватил мир греческих полисов в позднеклассический период. Сутью ее было убеждение в необходимости покончить с межполисными раздорами, добиться общего мира, сплотить Элладу в единое политическое целое и общими силами всех эллинов осуществить завоевательный поход против варваров. Хотя окончательное формирование этой доктрины связано с условиями, возникшими в период кризиса классического полиса (IV в.), истоки панэллинизма как особой идеи и политики уходят еще в эпоху ранней классики (первая половина V в.). Тогда, в ходе Греко-персидских войн, окончательно утвердился своеобразный полисный строй греков, а одержанная благодаря ему победа в столкновении с персами привела греков к осознанию своего отличия и, более того, превосходства над народами древнего Востока. Великолепными иллюстрациями могут служить отдельные высказывания древней аттической драмы. |