У Эврипида в «Ифигении в Авлиде» (407—406 гг.) мы находим замечательное выражение этой идеи. Между тем как самим сюжетом своим и характерным пафосом пьеса наводила на мысль о возможности возобновления героического противоборства единой Эллады с заклятым врагом — азиатскими варварами, устами главной героини — готовой принести себя в жертву ради победы над врагом Ифигении — поэт провозглашал принцип, исполненный столь же высокого патриотизма, сколь и самого откровенного и низменного шовинизма. Русский романтизированный перевод И. Анненского именно в силу своего романтизма не передает адекватным образом того простого и четкого, достигающего высочайшей степени обобщенности положения, которое, отражая самую суть античного миропонимания, делает из Эврипида — философа на сцене — прямого предтечу того, кто был философом ex professo, — Аристотеля: Грек цари, а варвар гнися! Неприлично гнуться грекам Перед варваром на троне. Здесь — свобода, в Трое — рабство! Формирование панэллинской доктрины решающим образом было ускорено кризисом, охватившим полисную систему греков на рубеже V—IV вв.2 Победа Спарты в Пелопоннесской войне обернулась для Греции настоящей трагедией. Противоестественное утверждение проспартанских олигархических режимов в сравнительно развитых, тяготевших ранее к Афинам городах, разрушение крупнейшего политического единства — Афинского морского союза, который хорошо ли, плохо ли, но удовлетворял потребностям к сближению этих развитых полисов, неспособность консервативной Спарты возместить этот урон — все это были факторы дестабилизации, содействовавшие усугублению социально-политического хаоса в Греции в позднеклассическое время. К этим внутренним отрицательным моментам надо добавить еще и внешний — усилившееся в результате Пелопоннесской войны вмешательство в греческие дела соседних государств — Персии на востоке и Карфагена на западе. Противоборствующие социально-политические группировки в отдельных полисах и в еще большей степени соперничающие государства и объединения, призывая на помощь персов или карфагенян и затем оплачивая эту помощь территориальными или политическими уступками, развязали инициативу соседей-«варваров». |